Общая информация
Диплом

Диплом

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз и более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Учебная деятельность, в ходе которой происходит развитие и социализация ребенка, осуществляется во многих средах, каждая из которых является своеобразным срезом с человеческой деятельности и акцентирует различные ее аспекты. Одной из таких сред является информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие ребенка-дошкольника

Вместе с тем организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является сегодня весьма важной практически для каждого общеобразовательного учреждения. Ставятся новые задачи функционирования и развития дошкольных учреждений, направления деятельности которых должны учитывать политические, социально- экономические, культурные, образовательные цели модернизации дошкольной ступени современной школы в условиях динамичных изменений в системе образования. Для решения этого вопроса требуется качественно новый подход, который состоит в создании информационно-образовательной среды образовательного учреждения как структурного элемента информационно-образовательного пространства в рамках проектировочной деятельности по построению информационного общества. Предмет исследования – особенности проектирования информационно- образовательной среды в ДОУ.

Цель исследования разработать практические рекомендации по усовершенствованию информационно-образовательной среды в ДОУ и активизации деятельности участников воспитательно-образовательного процесса в ИОС ДОУ.

Поставленная цель, объект и предмет исследования предполагали решение следующих задач:

Для достижения вышеуказанной цели в дипломной работе решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность информационно - образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

2. Проанализировать формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в условиях консультативного пункта.

3.Определить специфику информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

4. Дать краткую характеристику МБДОУ детский сад № 2 «Огонёк» и его организационной структуры.

5. Построить дерево целей, структурную декомпозицию работ проекта, бюджет проекта и определение времени его реализации.

6. Разработать мероприятия по снижению рисков и оценки социального и экономического эффекта.

Объектом исследования является детский сад МБДОУ №5 « Звездочка».

Предметом исследования является процесс создания КП для родителей детей, не посещающих ДОУ. Процесс внедрения информационно- образовательной среды в образовательную деятельность рассмотрен на примере МБДОУ детский сад № 2 «Огонёк».

Дипломная работа изложена на 98 страницах, количество таблиц - 35, рисунков – 9, количество приложений – 2.

Охарактеризовать теоретические основы проектирования информационно- образовательной среды в образовательном учреждении.

Проанализировать состояние развития информационно-образовательной среды ДОУ.

Сформулировать предложения по совершенствованию информационно-образовательной среды в ДОУ и активизации деятельности участников воспитательно- образовательного процесса в ИОС ДОУ .

Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: анализ научных источников и изучение состояния практики по рассматриваемой проблеме; наблюдения, синтез и обобщение. Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данной исследовательской работы могут найти применение в деятельности руководителей различных дошкольных образовательных учреждений, а также в создании КП на базе ДОУ. Кроме того, данное исследование может быть интересно и полезно специалистам и педагогам образовательных учреждений. Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность темы и сформулированы цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; где отражены теоретические основы процесса проектирования информационно- образовательной среды в образовательном учреждении, представлены результаты оценки состояния информационно-образовательной среды в ДОУ, разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационно-образовательной среды в ДОУ и активизации деятельности участников воспитательно-образовательного процесса в ИОС ДОУ; заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Понятие и сущность информационно - образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе– дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. Главной целью внедрения информационных технологий в образование, является создание единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения. Единое информационно-образовательное пространство детского садика – это совокупность следующих компонентов: – информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации. – организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т.е. обеспечивающих все информационные процессы. – программно-технических средств и организационно-нормативных документов. Единое информационно-образовательное пространство детского садика – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса. В информационно-образовательной среде электронного детского сада выделяют следующие основные функции – управленческую, воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую. Управленческая функция Деятельность руководителя образовательным учреждением требует от него решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, 8 информационными процессами. Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений. В дошкольном образовательном учреждении управление осуществляется: – учебно-воспитательным процессом; – кадрами; – материально-техническим обеспечением. Производится диагностика: – качества обучения; – эффективности воспитательной работы; – здоровья и психологического состояния учащихся. Для построения модели информационно-образовательной среды электронного детского садика должны быть: – определены элементы, участвующие в процессе управления; – определены связи между этими элементами; – определены потоки информации; – разработан алгоритм построения модели; – разработан план технического оснащения всей структуры управления; – назначены соответствующие специалисты; – разработаны нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов. Для обеспечения организационно-управленческого процесса должны быть организованы компьютеризированные рабочие места (КРМ) заведующего ДОУ, старшего воспитателя, воспитателей, секретаря, бухгалтера, психолога, медицинского работника и др. Воспитательная функция так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить воспитанникам возможности поиска своего пути во взрослом мире. Не менее важно – подготовить его к пониманию необходимости управления изменениями в окружающем мире. Единое информационно-образовательное пространство детского садика обеспечит: – создание дополнительных условий для социализации детей; – формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность; – формирование творческих навыков; – формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми; – развитие инициативы; – развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений; – проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание). Для поддержки воспитательной функции дошкольное образовательное учреждение должно быть обеспечено разнообразными возможностями общения, в том числе локальной сетью и выходом в Интернет. Сетевые технологии помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в электронно- информационной среде, но и в обычной жизни. Информационная функция Информационная функция единого информационно-образовательного пространства детского садика предполагает:

– создание банка педагогической информации;

– формирование программно-методического фонда;

– формирование фонда компьютерных программ;

– формирование фонда медиатеки;

– создание банка информации о здоровье воспитанников;

– и др.

В банке данных педагогической информации могут быть помещены описания:

– образовательных технологий;

– педагогических исследований;

– инновационных образовательных проектов.

Программно-методический фонд может содержать:

– учебные планы и программы;

– информационные источники, объединенные в предметные и тематические коллекции.

Предметные и тематические коллекции могут содержать, например, различные графические изображения, тексты разной структуры, в том числе и с гиперссылками, цифровые копии произведений искусства, художественных и научно-популярных фильмов и другие объекты. Новые учебно-методические материалы (комплексы) ориентированы на достижение качественно новых образовательных результатов. Фонд компьютерных программ должен содержать программные средства для поддержки учебного и воспитательного процессов, для обеспечения работы администрации и воспитателей. Методическая функция Методическая функция предполагает:

– разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса;

– создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;

– разработку педагогических проектов с использованием ИОС. Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможно без использования ИОС. Разрабатываемые методики должны ориентироваться как на использование существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников с поддержкой цифровыми ресурсами, так и на использование мультимедийных учебников, полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Цифровые учебно-методические материалы могут быть использованы воспитателями на занятиях, а также для подготовки к мероприятиям. Предлагаемые методики должны быть рассчитаны на коммуникативное, интенсивное и деятельностное обучение. Коммуникационная функция Большое значение в настоящее время имеет формирование у воспитанников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми. В основе коммуникации лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны для успеха совместной работы. Работая вместе, участвуя в критическом обсуждении идей других людей, дети переходят на более глубокие уровни понимания проблемы, осваивают приемы рефлексии. В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информационно-образовательной среды электронного детского садика. Локальная сеть образовательного учреждения позволяет совместно использовать общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять 10 оперативный обмен данными. Подключение к Интернету дает возможность всем участникам образовательного процесса не только пользоваться услугами электронного почты, World Wide Web (WWW) и скачивать файловые архивы, но и участвовать в телеконференциях и форумах. Интерактивное общение в Интернете позволяет обмениваться текстовыми, звуковыми сообщениями, видеоизображениями в реальном режиме времени. Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения. Воспитатели создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами. Новая среда, в основе которой лежит коллективная познавательная, творческая и учебная деятельность, учит думать по-новому, воспитывает толерантность и критическое и мышление. Техническая функция Для создания единого информационного пространства электронного детского садика необходимо:

– создание рабочих мест, оснащенных современным мультимедийным оборудованием;

– организация локальной сети;

– доступ к Интернету с любого компьютера;

– создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации средств вычислительной и мультимедийной техники.

Компьютерные классы предназначены для проведения занятий по информатике и ИОС, а также для других занятий с использованием информационных технологий. Компьютеризированные рабочие места – это рабочие места, с установленными компьютерами с подключенной периферией, с установленным программным обеспечением, выходом в Интернет. На рабочем месте пользователь должен иметь возможность осуществлять поиск информации, создавать мультимедиа-документы, веб - страницы, осуществлять подготовку проектов и т.д. Модель единого информационного пространства «Электронного детского сада» Каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь собственную модель информатизации, специфическую (авторскую) информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения. Основные составляющие единого информационного пространства детского сада: – структурно-техническая; – информационная; – психологическая; – интеллектуальная. Структурно-техническая составляющая В структурно-техническую составляющую модели электронного дошкольного образовательного учреждения входят: – компьютерные классы и предметные кабинеты; – кабинеты администрации дошкольного образовательного учреждения, методкабинет; – специальные кабинеты (кабинет медицинского работника, кабинет психолога, логопеда и т.п.); – библиотека и медиатека; – актовый (музыкальный) зал; – сетевой центр (серверная); – лаборатории (при наличии издательский центр, радиостудия, видеостудия, фотостудия).

Обеспечение компьютерных групп :

– компьютер воспитателя, компьютеры для воспитанников (8-12);

– сканер, принтер лазерный, принтер струйный цветной;

– интерактивная доска (мультимедийный проектор, экран).

Обеспечение предметных кабинетов: (групповых комнат) – компьютер воспитателя, мультимедийный проектор, экран; – интерактивная доска; – КРМ учителя: компьютер, МФУ (принтер, сканер, копир). Обеспечение лабораторий: – компьютеры с возможностью обработки видеоизображения; – электронная видеокамера, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон, Web-камера, DVD-writer, микрофон; – принтеры с повышенным качеством печати, сканер; – множительная техника; – устройства для брошюровки и ламинирования. Информационная составляющая.

Состав информационного блока: – программное обеспечение;

– содержательное наполнение баз данных (в том числе сетевых);

– методическая поддержка (для структурирования и актуализации учебных материалов).

Состав фонда компьютерных программ: – системное и прикладное программное обеспечение, в том числе и сетевое;

– мультимедийные образовательные программы;

– программные средства, позволяющие создавать информационно - образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);

– средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, администраторов). Базы данных для АРМ заведующего ДОУ, старшего воспитателя, секретаря, бухгалтера, психолога и др. должны содержать следующую информацию: – данные по кадрам, воспитанникам, родителям, выпускникам.

– документацию по мониторингу;

– рабочую и отчетную статистику;

– расписание занятий, кружков, дополнительных занятий;

– аналитические материалы по проблемам учебно-воспитательной деятельности;

– нормативную базу (приказы, постановления, положения, инструктивные и информационные материалы, направляемые из вышестоящих инстанций);

– планы мероприятий, материалы педагогических советов, научных обществ и др;

– распорядительные документы по основным видам деятельности (приказы, решения педагогических советов, совета учреждения);

– ведомости материально-технического обеспечения.

Психологическая составляющая Для успешного создания и функционирования информационно-образовательной среды электронного детского садика необходимо учитывать разнообразные психологические факторы:

– понимание участниками образовательного процесса необходимости применению ИОС в обучении;

– готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов.

Переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания»; – учет взаимоотношений между преподавателями и учащимися в учебном заведении; – учет возрастных особенностей учащихся при использовании ИОС в учебном процессе и подборе обучающего программного обеспечения. Интеллектуальная составляющая при разработке программы построения информационно-образовательной среды дошкольного учреждения необходимо учитывать: – приоритеты образовательного процесса, сложившиеся в учреждении; – общий профессиональный уровень педагогического коллектива; – желание воспитателя совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала; – желание воспитателя участвовать в развитии информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.

1.2 Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в условиях консультативного пункта.

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, в том числе и в условиях консультативного пункта, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса. Информатизация образовательного пространства образовательного учреждения является связующим направлением деятельности всех его подразделений, призванным обеспечить качественно новый уровень подготовки выпускников. Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Сложность выстраивания такой системы в относительно новых условиях заключается в том, что сфера образования включает множество организаций и учреждений, характеризующихся широким спектром деятельности. С одной стороны образовательные учреждения, обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики информатизации управления, с другой – большинство привязано к определенному продукту, рекомендуемому вышестоящими инстанциями. Разрабатывать и эксплуатировать разнообразные приложения, созданных на основе различного программного обеспечения, адаптированного к конкретному образовательному учреждению не предоставляется возможным из-за неспособности самостоятельно разрабатывать данные продукты по техническим и финансовым причинам. Те же учреждения, которые способны на такие действия, выпадают из общего информационного пространства, так как их системы индивидуальны. Наибольшее применение информационные системы в образовательных учреждениях в условиях КП находят при автоматизации следующих задач:

- управление образовательным процессом;

- финансовое планирование и бухгалтерский учет;

- учет состояния материально-технической базы;

- управление персоналом;

- организация питания;

- автоматизация деятельности библиотек; - документооборот (формирование приказов, контроль исполнения);

- подготовка оперативной и внешней отчетности.

В настоящее время сформирован рынок готовых информационных решений для образовательных учреждений. Однако, стоимость подобных продуктов достаточно высока, а возможность функционального и безболезненного включения в рабочий процесс не всегда реализована в достаточной мере. Особенно эффективно происходит внедрение автоматизированных систем, разработанных во взаимодействии образовательных учреждений с разработчиками, так как наиболее полно обеспечивается соответствие организационной структуре учреждения, функциональности и технологии документооборота. Выделим основные сложности применения информационных систем в управлении общеобразовательным учреждением в условиях КП на примере использования 1С «Образование»:

- большой перечень учитываемых данных, не всегда необходимых для обеспечения образовательного процесса;

- недостаточная функциональность поддержки административной деятельности и внешней отчетности (не реализована возможность составления отчетной формы;

- слабая поддержка текущего регламента управления.

Опыт работы заведующего образовательного учреждения показывает, что получить адекватный результат внедрения информационных технологий в управление деятельностью учебного заведения, можно только используя мощный управленческий ресурс руководителя и комплексный подход всего управленческого аппарата. Вопросы информатизации образовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации). Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах образовательной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных образовательных средств (ИОС), включая базы данных, автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и многое другое. Таким образом, формирование и развитие ИОС -образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта: технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами);

организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИОС в образовательном процессе); человеческий (ИОС -компетентность всех участников образовательного процесса).

На современном этапе можно говорить о том, что с проблемой технологического обеспечения информатизации многие образовательные учреждения справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащаются образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс, а также активизировать работу в условиях КП для родителей и детей не посещающих ДОУ. Формирование готовности педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов в течение ряда лет осуществлялось благодаря комплексному подходу к организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий. Именно педагогическое освоение средств ИОС вызывает трансформацию всего образовательного процесса. Управление информационными ресурсами внутри учреждения регулируется посредством нормативных актов, регламентирующих и унифицирующих форму и содержание информации, порядок ее представления и размещения. В образовательном заведении должен быть разработан и утвержден ряд локальных актов. Среди основных следует назвать программу информатизации, план внутреннего контроля, осуществляющего целенаправленное сопровождение процесса информатизации внутри образовательного учреждения, положение об официальном сайте, инструкции для сотрудников по работе с базами персональных данных, регламенты работы воспитателей, специалистов, администрации и воспитанников образовательного учреждения в сети Интернет. Для специалистов, осуществляющих ведение документооборота образовательного учреждения, необходимо закрепление в должностных инструкциях пункта об обязательном ведении электронных баз данных и персональной ответственности за неразглашение хранящихся в них персональных данных. В образовательном заведении должны быть назначены и нормативно закреплены сотрудники, ответственные за различные направления информатизации. Переходя к проблемам информатизации самого образовательного процесса, в первую очередь следует отметить отсутствие в большинстве образовательных учреждений области штатной должности заместителя руководителя по информатизации и системного администратора. Сегодня это неотъемлемая задача. Не менее важной проблемой является отсутствие достаточного финансирования на приобретение программных продуктов для обеспечения воспитательно-образовательного процесса. Попытки осуществить переход на свободно распространяемое программное обеспечение, помимо негативной реакции со стороны педагогов имеет и еще ряд явных недостатков. Так, например, не вся имеющаяся в образовательных учреждениях офисная техника совместима с операционной системой Linux (особенно подавляющее большинство проекторов и копировальной техники), отсутствует единый формат предоставления информации в вышестоящие организации. Исходя из этого можно предположить, что при полном переходе на свободное программное обеспечение можно будет наблюдать снижение конкурентоспособности информационной среды ДОУ. Однако, не смотря на все вышеперечисленные проблемы и варианты их решения, педагог был и остается человеком творческим, находящимся в постоянном поиске. Именно поэтому, сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты преподавателей, внедряются элементы дистанционного обучения. На сегодняшний день в учебной работе ДОУ вводятся такие формы использования ИОС, как: мультимедийное сопровождение занятий; компьютерный мониторинг и диагностика знаний; использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы родителей с детьми; электронные лабораторные практикумы; поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет, использование различных видов Интернет-тренажеров. Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИОС -насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) так необходимую сегодня для реализации ФГОС дошкольного образования. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности — это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает "шока настоящего", образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.

1.3 Специфика информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность инновационной деятельности дошкольного учреждения обусловлена Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования. Созданию и развитию единой информационной образовательной среды уделяется большое внимание на государственном уровне. Практически все проводимые реформы и преобразования, касающиеся, в частности, системы образования, так или иначе, обуславливают потребность в совершенствовании информационного обеспечения процессов управления, воспитания и образования подрастающего поколения. Информация, средства ее хранения, обработки и представления, а также подходы к обучению и воспитанию с использованием новейших информационных технологий занимают одно из ключевых мест во многих научных исследованиях и государственных программах. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечается, что запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий выступают в качестве основного фактора обновления образования. Очевидно, что такие запросы делают актуальными проблемы эффективной информатизации системы образования, в частности дошкольного. Следует учитывать, что образовательный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности дошкольных учреждений, в которых в настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий. Большинство детских садов испытывают трудности в организации управления. Средства компьютеризации используются в работе заведующего, бухгалтерий, методической и других служб. В рамках этой работы применяются компьютерные базы данных, содержащие сведения о детях, педагогах, средствах обучения, а также многие другие специализированные средства информатизации. Своей спецификой обладает информационное обеспечение процессов взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Однако масштабное внедрение средств информатизации в указанные виды деятельности дошкольного учреждения до сих пор происходит достаточно хаотично. Во многом это обусловлено отсутствием теоретических основ систематизации и интеграции подобных средств, обеспечения их полноты для эффективного решения всех образовательных задач, стоящих перед ДОУ. В дошкольных учреждениях отсутствует системность в разработке, накоплении и практическом использовании отмеченных информационных ресурсов. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к проблемам содержательного и методологического характера. Недостаточное информационное обеспечение управленцев ДОУ приводит к невозможности принятия оптимальных решений, как на основе часто меняющейся нормативно-правовой документации, так и современных достижений в областях образования, науки и практики. Очевидно, что системный подход к информатизации дошкольного учреждения может способствовать решению информационного обеспечения участников образовательного процесса. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением ведёт к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИОС, и, как следствие, способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа. Информатизация ДОУ осуществляется в нескольких направлениях: педагогическом и организационном, первое из которых способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, а второе - модернизации управления посредством использования ИОС. Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа. Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. Применение ИОС позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития и в условиях работы консультативного пункта. Внедрение ИОС в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как: экономия затрат труда и времени; информированность о состоянии управляемой системы; оперативность принятия управленческих решений; адекватность и продуктивность управленческих решений; оптимизация и автоматизация информационных процессов; интеллектуальный потенциал коллектива. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для современной системы дошкольного образования характерно наличие противоречия между потребностью в информатизации научно-методической и организационно-управленческой деятельности детского сада, накоплением эффективных средств информатизации и опыта их использования в воспитании подрастающего поколения, также детей не посещающих ДОУ и, с другой стороны, отсутствием педагогических и методологических подходов к систематизации информационных ресурсов и технологий в виде единой информационной образовательной среды, как отдельного дошкольного учреждения, так и нескольких, отсутствием теоретических подходов к формированию, оценке качества и использованию информационной образовательной среды. Необходимость устранения вышеуказанного противоречия за счет построения информационной образовательной среды , создание КП – как механизма эффективного управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает актуальность опытно-экспериментальной работы по данной теме.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ (на базе МБДОУ детский сад № 5 «Звёздочка» )

2.1 Краткая характеристика учреждения и организационная структура МБДОУ детский сад № 2 «Огонёк»

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. МБДОУ детский сад № 2 «Огонек» характеризуется достаточной материально- технической обеспеченностью. Современное оборудование даёт много преимуществ для качественного осуществления образовательного процесса.. Это образовательные ресурсы сети Интернет, использование в работе современных технологий. Развивающая среда дошкольного учреждения строится в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного воспитания: адекватность среды, то есть ее соответствие вводимым в образовательный процесс программно-методическим комплексам; полнота среды, что предусматривает обеспечение ее содержания для всех видов деятельности ребенка и в частности речевой; деятельностно-возрастная организация среды, что подразумевает постепенное ее обогащение и развертывание соответственно развитию возможностей детей; динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей; эстетизация, для чего необходима сочетаемость материалов, используемых при оформлении среды по цветовой гамме, фактуре, размерам и др. Принципу эстетической наполняемости среды в ДОУ отводится особое место. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения). Оборудование помещений дошкольного учреждения отвечает условиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательости. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров развития представлены: уголок для ролевых игр; книжный уголок; зона для настольно-печатных игр; выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); уголок природы (наблюдений за природой); спортивный уголок; уголок для игр с песком; игровой уголок (с игрушками, строительным материалом); уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. В групповых помещениях предметно-развивающая среда зонирована на минисреды физического, социального, эстетического, познавательного, сенсорного, речевого развития. В распоряжении детей: тренажеры, сухой бассейн, мягкие средообразующие модули разных размеров, нестандартные ширмы, наборы пособий для развития кинестетических способностей. ДОУ укомплектовано научно – методическими материалами, дидактическими пособиями, игровым оборудованием. Особое внимание при оснащении предметно-развивающей среды уделяется её эстетическому содержанию, эмоциональному воздействию окружающего интерьера на ребёнка. В групповых помещениях организованы и оформлены мини-среды физического, социального, эстетического, познавательного, сенсорного и речевого развития. Библиотечный фонд методического кабинета насчитывает 1200 экземпляров, который пополняется ежегодно в среднем на 60 книг.

Характеристика информационно-методического обеспечения ДОУ.

Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:

• оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

• удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

• создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

• оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

• содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

Информационно – методическое обеспечение.

Выполнение требований к информационному обеспечению образовательного процесса. Функционирование информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении для организации процесса управления, методической и педагогической деятельности обеспечивается техническими и аппаратными средствами, сетевыми и коммуникационными устройствами: Технические и аппаратные средства: 4 персональных компьютера + 1 ноутбук. Из них: - 1 персональный компьютер для управленческой деятельности; 3 персональных компьютера и 1 ноутбук для методической и педагогической деятельности; 3 принтерова ч/б; 1-мфу; 1 факс; мультимедийная система (ноутбук, проектор, экран). Сетевые и коммуникационные устройства: - на 2 компьютерах имеется выход в интернет; на 2 персональных компьютерах возможно использование электронной почты;

Программные средства: Операционные системы: на компьютерах установлена операционная система «Windows XP»; «Windows 7»;

Имеющееся в ДОУ информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме: 1) управлять образовательным процессом: оформлять документы (приказы, отчёты и т.д.) используются офисные программы (Microsoft Word, Excel, Power Point), осуществлять электронный документооборот, сопровождать переписки с внешними организациями, физическими лицами, хранить в базе данных различную информацию;

2) создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

3) формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

4) использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы:

5) проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе интерактивное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.

У дошкольного учреждения имеется электронный почтовый адрес – ogonek.14@mail.ru, зарегистрированный официальный сайт дошкольного образовательного учреждения (адрес сайта- «детсад огонек.РФ»).

Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров: из 17 педагогических и руководящих работников ДОУ, информационно – коммуникационными технологиями владеют 16 человек (91%). Из них прошли курсы повышения квалификации – 17 человек (100%). 14 педагогов (94%) педагогов имеют домашние персональные компьютеры, что позволяет им - формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма, создавать в электронном виде таблицы, диаграммы, презентации, оформлять методические материалы, стендовый материал для родителей.

Вывод: Информационное обеспечение образовательного процесса в основном соответствует предъявляемым требованиям.

Выполнение требований к методическому обеспечению образовательного процесса.

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ отвечает требованиям:

1) комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2) качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для осуществления образовательной деятельности, реализации приоритетных направлений разработаны: «Образовательная программа МБДОУ на период с 2015 – 2020 г.г.», программно – методическое обеспечение к ней: комплексную и парциальные образовательные программы, тематические, перспективные планы по всем разделам программы, конспекты занятий, диагностические материалы, создание условий для самостоятельной деятельности детей по закреплению пройденной в течение недели темы, рекомендации родителям по расширению и закреплению программного материала в условиях семьи. С 2014 года в ДОУ апробируется система мониторинга развития детей, которая разработана в соответствии с федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ включает в себя:

1) Оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников:

педагоги ДОУ принимают активное участие в педагогических конкурсах. В целях поддержки и развития творческого потенциала педагогических работников ежегодно проводятся педагогические конкурсы и внутри дошкольного образовательного учреждении, такие как: «Группа года», «Лучшая театральная постановка», «Организация детского экспериментирования», «Лучшая методическая разработка», «Огород на подоконнике», «Проектная деятельность в ДОУ», «Организация деятельности детей в зимний (летний) период» и др.

2) Удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников:

в ДОУ имеется большая библиотека методической, художественной и научной литературы, которая постоянно пополняется; осуществляется подписка на 6 периодических изданий, среди которых журналы: «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Логопед», «Справочник старшего воспитателя», «Нормативные документы образовательного учреждения», «Справочник руководителя дошкольного учреждения».

3) Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников: в основе системы повышения квалификации в ДОУ лежат следующие управленческие документы: план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников на 2015 – 2016 учебный год, годовой план деятельности дошкольного образовательного учреждения (раздел методическая деятельность), план повышения квалификации педагогических работников по изучению и реализации ФГОС на 2015 – 2016 учебный год. При планировании и проведении методической работы в ДОУ отдается предпочтение активным формам обучения, таким как: интеллектуально – творческие и деловые игры, круглые столы, фестивали педагогических идей, просмотры открытых мероприятий и мастер-классы.

4) Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса: в дошкольном учреждении создан коллегиальный орган - Педагогический совет. Методическая работа в дошкольном учреждении носит опережающий характер и обеспечивает развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно – правовыми документами, достижениями педагогической науки. Методическая работа направлена на создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива и в конечном счёте на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.

2.2 Дерево целей, структурная декомпозиция работ проекта, бюджет проекта и определение времени его реализации.

Цель

Подцель

Задачи

Создать условия для

совершенствования развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО

1.Создать организационно методическое сопровождение по совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

1.1. Создать рабочую группу по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

1.2. Разработать Положение о рабочей группе, по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

1.3. Изучить Проект развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

1.4. Изучить опыт работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в других регионах.

2.Разработать социально-психологические механизмы совершенствования развивающей предметно – пространственной среды.

2.1.Разработать мероприятия по работе с муниципалитетом.

2.2. Разработать мероприятия по работе с родителями ДОУ.

2.3. Разработать мероприятия по работе с педагогами ДОУ.

2.4. Разработать мероприятия по повышению культуры организации и по распространению опыта работы.

3.Обеспечить финансирование проекта за счет перераспределения собственных средств и привлечение

3.1. Разработать проект на грантовую поддержку по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

1.2. Разработать план мероприятий по привлечению муниципальных финансовых средств и средств представителей

В рамках данного проекта предполагается разработать проект развития информационно- образовательной среды в условиях создания консультативного пункта, позволяющий детскому саду производить качество ИОС, получать доступ к педагогической библиотеке проектов, материалам для подготовки и проведения «педагогических мастерских» в детском саду, образцам локальных актов, регламентирующих организацию и управление результативным использованием ИОС в ДОУ. Информационно-образовательная среда детского сада представляет собой системно- организованную совокупность информационного, учебно-методического и программно- технического обеспечения интеграции информационных технологий в образовательную деятельности детского сада. Все участники образовательного процесса активно взаимодействуют между собой с использованием средств и методов информационных технологий. Таким образом, при организации образовательного процесса в информационно- образовательной среде детского сада возникает необходимость разработки технологий управления ходом и результатами образовательной деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.

1. Создание в информационно-образовательной среде на основе применения системы открытого доступа всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников) к информационно-методическим материалам, организации образовательного процесса и результатам образовательных достижений обучающихся.

2. Организация постоянного объективного автоматического мониторинга образовательных достижений обучающихся на уровне родителей, педагогов и администрации учреждения.

3. Организация управления образовательным процессом при работе в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и психолого- физиологическими особенностями.

4. Организация фиксации хода и результатов образовательного процесса на уровне родителей, педагогов и администрации.

5. Организация автоматической системы администрирования образовательного процесса на уровне педагога и администрации детского сада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты реализации проекта: «Создание консультативного пункта для родителей детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения».

Сегодня мы можем говорить лишь о промежуточных результатах проекта:

*повышена квалификация педагогов ДОУ (курсы повышения квалификации по теме: «Внедрение информационно-образовательной среды в воспитательно-образовательный процесс»)

*улучшена материально-техническая база информатизации образовательного процесса. В ДОУ имеется современное оборудование (персональные компьютеры, презентационное оборудование и т.д.);

*создан web-сайт МБДОУ

*созданы условия для повышения ИОС-компетентности участников образовательного процесса и активного включения их в проект;
- создан банк мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

* создан электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;

*имеется доступ в Интернет, электронный адрес.

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Босова Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата.1 информатизации образования / Л.Л. Босова – М.,2011.

Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе.2 учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.

Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на.3 занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2006. – №19. Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. Моделирование процесса информатизации школы /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2010, N17.

Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998. Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004. Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. Технические средства информатизации. - 2007.

Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б.. Драхлер – М., 2008.

Грушанская Е.А., Балакирев А.Ф., Лебедева Э.В., Петрова К.В. Опыт иформатизации образовательных учреждений Ивановской области: методический сборник. Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Журавлев, А.А. Что такое педагогические технологии, и как ими пользоваться? / А.А. Журавлев – М., 2007.

Калинин.Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.

Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.

Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии. дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.

Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов,

Левин, В.И. История информационных технологий / В.И. Левин – М., 2007. Моторин, В.Н. Воспитательные возможности компьютерных игр / В.Н.. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2002. № 11.

Новоселова, С.Н. Компьютерный мир дошкольника / С.Н. Новоселова. – М., 1997.

Осадчук, Е.В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук – М., 2008.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: